Историческая справка

История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов уходит своими корнями в XV век. Первое упоминание о судебных приставах нетрудно отыскать в документах времен Новгородской феодальной республики (1136 – 1478).

         В Новгороде и Пскове XV века судебные приставы (тогда они именовались «пристава») призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече. Полномочия судебных приставов в этот период были достаточно широки и, выражаясь современным языком, включали в себя элементы судебной и следственной деятельности. Например, такие, как досудебное исследование обстоятельств совершения преступления; собирание доказательств; обеспечение надлежащего порядка при рассмотрении дела в суде; контроль за своевременной уплатой судебных пошлин; розыск и принудительный привод ответчика, уклоняющего от явки в судебное разбирательство; обеспечение исполнения решения суда.

         В исторических актах Московского государства упоминание о приставах встречается в Судебнике 1497 года, в частности, в вошедшем в его текст «Указе о уезду». 12 декабря 1717 года Указом Петра I была организована Юстиц-коллегия; в ее состав входил Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц российского государства.

         В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоановны, приказы были преобразованы в Департаменты. В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов – охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к министерству полиции, а становые приставы – к Министерству юстиции.

         Обязанности судебных приставов в XVII - середине XIX века исполняли чины полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств, и вопрос о замене общей полиции судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь к моменту реформы 1864 года. Судебной реформой Александра II институт судебных приставов был восстановлен и получил устройство, сходное с французским.

         В качестве законодательных актов судебной реформы важное значение имеют законы «О судебных следователях» (1860) и «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу» (1864).

         В обязанности судебных приставов входило исполнение судебных решений; охрана порядка в зале судебного заседания; доставка и вручение повесток, вызовов и других сообщений истцу и ответчику, свидетелям, должникам, взыскателям; опись движимого имущества, имения или земельного участка; производство имущественного торга недвижимого имущества; ввод лица во владение; сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда; допуск публики на судебное заседание по билетам (количество определялось председателем суда); возможно личное задержание должника и отправление его в место заключения; содержание учетных книг с записями о каждом поручении, об исполнении судебных действий и других налагаемых на них обязанностей. В случае оказания судебному приставу сопротивления, он имел право требовать помощи полиции и даже военной власти, которые обязаны были оказывать ему необходимое содействие.

         Стать судебным приставом было не так просто. Ими не могли быть мужчины моложе 21 года, несостоятельные должники, иностранцы, лица, состоящие на службе за рубежом, на выборных должностях, а также лица, находящиеся под арестом, подвергшиеся судебным приговорам, лишенные или ограниченные в правах состояния, исключенные из службы по суду.

         Утверждение судебного пристава в занимаемой должности производилось лишь при выполнении им трех обязательных условий. Первое - истечение года со дня допуска его к исполнению служебных обязанностей в качестве кандидата на замещение должности судебного пристава, т.е. прохождение испытательного срока. Второе — внесение залога в сумме 600 рублей, который рассматривался как необходимый резерв денежных средств для погашения ущерба, возможного в результате неправомерных действий судебного пристава. Третье — принятие присяги на общем собрании департамента или отделения соответствующего судебного учреждения.

         После принятия присяги судебный пристав получал особый высеребренный знак, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга. Информация о назначении на должность судебного пристава публиковалась для всеобщего сведения.

         В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей.

         За упущения в работе судебный пристав мог быть подвергнут уголовной и дисциплинарной ответственности, в том числе аресту сроком до 7 суток, денежному взысканию от 5 до 100 рублей, лишению причитавшегося ему вознаграждения.

         Если противоправными действиями судебного пристава каким-либо лицам был причинен материальный ущерб, то пострадавшему по решению суда, возмещались убытки из суммы залога, внесенного судебным приставом при вступлении в должность. Если сумма залога была недостаточной для погашения убытков, возмещение производилось за счет всего иного имущества, принадлежавшего судебному приставу. Судебный пристав, сумма залога которого была полностью или частично израсходована, отстранялся от выполнения служебных обязанностей до пополнения или предоставления нового залога.

         В подобном статусе институт судебных приставов, как система обеспечения исполнения судебных актов, существовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской Империи.

         30 ноября 1918 года Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (об утверждении положения о народном суде РСФСР) было установлено, что "...приговоры, присуждающие к принудительным работам или другому виду лишения свободы, приводятся в исполнение органами Советской милиции, а решения по гражданским делам и всякие денежные взыскания - судебными исполнителями".

         Таким образом, на смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители Советской России, которые стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штате районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

         Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем.

          6 ноября 1997 года были приняты Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Это был знаменательный факт. Российское государство впервые после 1917 года сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, положив тем самым начало формированию новой структуры в Министерстве Юстиции Российской Федерации — Службы судебных приставов.

         С января 2005 года служба приобрела новый статус. Будучи выделенной из структур территориальных управлений юстиции, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации стала самостоятельным государственным органом. Деятельность Службы судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

Время создания/изменения документа: 03 августа 2011 15:56 / 03 апреля 2016 19:59

Версия для печати